Московская Служба спасения была создана как аналог знаменитой американской "
Очень часто именно машины Службы спасения первыми оказываются на местах происшествия. Благодаря системе спутниковой навигации оперативный дежурный может в считанные секунды определить местоположение экипажа спасателей, который находится ближе других к месту происшествия и направить его на помощь. У каждого экипажа существует пять средств связи с Информационным центром: транковая связь, сотовый телефон, переносная радиостанция, пейджер, бортовой компьютер с системой навигации.
Спасатели – это люди, отслужившие в армии, преимущественно в особых подразделениях, обладающие хорошей физической подготовкой и психологической устойчивостью, имеющие одну-две специальности, подпадающие под определение спасательной.
При поступлении на работу, кандидаты в обязательном порядке проходят тестирование и медицинское освидетельствование, которое определяет адаптацию будущих спасателей к физическим и психологическим нагрузкам. Кандидаты на должность посещают занятия в учебно-методическом центре Московской Службы спасения по альпинистской (альпинизм в городских условиях); боевой; подводной; кинологической; медицинской (все спасатели умеют оказывать первую медицинскую помощь на догоспитальном этапе); противопожарной подготовке (включая работу в задымленной среде в средствах изоляции органов дыхания); обучаются работе с аварийно-спасательным оборудованием (умеют работать со всем перечнем оборудования, имеющегося в экипаже, начиная с гидравлического и заканчивая ломовым и шанцевым инструментом), а также приобретают другие знания и навыки.
После двухмесячной подготовки проводятся зачеты. Те, кто успешно их сдал, допускаются стажерами в группы оперативного реагирования. Дальнейшая судьба стажера зависит от коллективного мнения экипажа, в котором стажировался новичок.
Все водители заканчивают курсы "Мастер-Пилота".
В состав каждого экипажа входит дипломированный врач или фельдшер, проработавший не менее пяти лет на Скорой помощи или в реанимации.
Провалы почвы и обрушения зданий, ураганы, взрывы жилых и производственных зданий, захваты заложников и террористические акты, крупные пожары. Вот далеко не весь перечень чрезвычайных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться московским спасателям. За проведение аварийно-спасательных работ в зонах крупных чрезвычайных ситуаций и спасение человеческих жизней сотрудники Московской Службы спасения неоднократно отмечались Московским Правительством.
Бывают случаи, которые можно назвать "ничьими", - напрямую они не относятся ни к криминальной или дорожной милиции, ни к "Скорой" или пожарным. Вот такие нестандартные ситуации – тоже работа для Московской Службы спасения. Кто поможет малышу, надевшему на голову кастрюлю, или девушке, чья рука попала в мясорубку? Кто поможет открыть дверь, которая захлопнулась, или спасет автомобиль с пассажирами, упавший в реку? Для спасателей нет мелких или неважных дел. Кошки, застрявшие на деревьях и в воздуховодах, собаки, провалившиеся в люки, даже лебеди и лошади, - кого только не приходилось выручать из беды. Экипажи Московской Службы спасения выезжают в любой уголок города, а при необходимости проведения спасательных работ и в область.
Основным отличием экипажей Московской Службы спасения является строгое соблюдение спасателями правил проведения работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Строгая дисциплина и выполнение указаний командира экипажа являются залогом порядка внутри группы оперативного реагирования.
Дважды в год в Московской Службе спасения проводятся зачетные сессии для всего личного состава ГОР, которые подтверждают готовность к оперативному реагированию в условиях чрезвычайных ситуаций.