«Наша миссия – ликвидация безграмотности.»
Стрельник Георгий Александрович: врач-инструктор. Полковник медицинской службы в запасе, 27 лет отслужил в войсках, «Краповый берет», награжден медалью «За отвагу» и другими ведомственными наградами.
Передача на "Радио Маяк" : Оказание первой помощи. Мастер-класс от профессионала.
-Как Вы оказались в Московской службе спасения? -В 2013 году я находился, так сказать, в процессе увольнения со службы. Мой друг Виктор Гур, который тогда работал в учебном центре, попросил несколько раз подменить его на занятиях. Я один раз попробовал, два - у меня получилось и мне понравилось. А потом мне предложили работать инструктором постоянно. |
Так я и остался.
-Что значит для Вас эта работа?
Для меня это – совмещение любимого дела и работы. Я обучаю людей, которые ничего не знают и не умеют, но при этом не хотят стоять сторонними наблюдателями, глядя, как человек уходит на тот свет. За 2,5 года только через меня прошло уже около 2000 слушателей. К тому же, самореализация, мне это нравится – врач всегда должен учиться сам и делиться знаниями с другими!
-А какие они, Ваши слушатели?
Все поначалу приходят с одними и теми же вопросами: а как поставить диагноз и что надо дать больному при инсульте, при инфаркте? Они думают, что за два дня их будут обучать курсу медицинского института и они выйдут от нас «профессорами». Приходится их разочаровывать: первая помощь – это простейшие действия, которые направленные на спасение человека до прибытия профессионалов из Скорой Помощи, при этом без каких-либо медикаментов и устройств. Никаких диагнозов и лечения! Только работа с нуждающимся в помощи своей головой и руками.
И вот, когда они уже решили про себя, мол, «а-а, так это, типа, зеленкой помазать» – ты начинаешь приоткрывать для них что-то совсем новое. Как правильно остановить кровотечение? Как обработать рану? Что делать при растяжениях, вывихах, переломах? Или как действовать, если человек поперхнулся или подавился? Или, к примеру, ожоги и обморожения.
…В-общем, у нас довольно большой курс – 18 академических часов. Информации настолько много, что в конце каждого занятия слушатели выходят совершенно обалдевшие и еще несколько дней «переваривают» услышанное.
-И чем это всё отличается от уроков ОБЖ? Практикой. Если ты только на словах объясняешь – не доходит. Многие по телевизору видели, как необходимо проводить сердечно-легочную реанимацию, но понять сам смысл действий можно только на практических занятиях. Главный принцип: коль уж взялся спасать – не бросай человека все делай правильно! И вот, когда они самостоятельно поработают на манекене минут 5-10, когда с них начинает пот литься ручьем, а на руках появляются «кровавые мозоли», только тогда начинают понимать, что это такое – оказание первой помощи человеку. Для меня важно, чтобы слушатель получил |
именно практику: наработал мышечную память: на ритм, на глубину, на силу нажатия, научился накладывать повязку. При этом слушателям обязательно надо рассказать, что происходит у пострадавшего, к чему это может привести и что надо сделать для спасения. Потому мы и группы стараемся набирать маленькие, не более 12 человек, чтобы с каждым поработать индивидуально.
-Разве это легко?
- Понятно, что некоторые к такому не готовы. Ну, представь себе: девушка с во-о-от таким маникюром, что за свою жизнь не держала в руках ничего …тяжелее помады. Разве она будет проводить сердечно-легочную реанимацию? Дай Бог, научить ее, чтобы она хотя бы одно дело сделала – правильно вызвала «скорую»! Или напомнила зевакам вокруг, что телефон – он не только для того, чтобы фотографировать и делать «сэлфи», но и для вызова «Скорой». Организация окружающих – тоже очень важный элемент оказания первой помощи. Понимать, что происходит и адекватно действовать на месте происшествия – вот главное, чему мы стараемся научить наших слушателей.
-Как Вы ощущаете удовлетворение от своей работы?
Тут все просто. По количеству заданных вопросов. Те, кто заинтересованы и хотят знать больше, начинают тебя расспрашивать. Тогда ты остаешься и дополнительно рассказываешь им еще с полчаса-час. И, кстати, таких – большинство. Встречаются, конечно, что приходят просто «отбыть номер». Они - или из категории «подневольных» - за них организация заплатила; или же из тех, что просто так, «за компанию» пришли - мол, все из окна прыгают, дай-ка и я прыгну! Тоже бывает.
Но порой приходят просто так, «за компанию», а потом, когда узнают, что в Москве, оказывается, есть организация, которая бесплатно помогает людям, так возбуждаются, что идут учиться дальше. И вдруг - начинают жить по новому - становятся добровольными спасателями и даже - членами отряда «СпасРезерв». Таких, конечно, не много, пару процентов всего, но они – есть!
- Первая помощь – это универсальные знания?
В целом, да. Она применима как для взрослого, так и для ребенка. Будь то заболевание или травма – первая помощь одна и та же. В связи с разносторонней направленностью жизнедеятельности или увлечений для организованных групп мы можем формировать отдельные занятия по Первой помощи для аквалангистов, туристов, спортсменов, представителей охранных структур и военных, преподавателей школ, воспитателей и вожатых. Вчера вот, позвонили из московского ГИМС – тоже хотят группой пройти обучение.
Ну, и для своих отрядных спасателей, конечно, мы проводим факультативы на основе вопросов, возникших из практического опыта их работы. Собираемся по вечерам и разбираем все случаи, где пришлось оказывать первую помощь. Кроме того, с лекциями выезжаем по приглашениям в разные организации и фирмы.
-Далеко ли приходится ездить?
Кроме Москвы, были командировки в Красноярск, Тюмень, Воронеж, Екатеринбург, Пензу. В прошлом году в Турцию ездили читать лекции для представителей в России Венгерской фармакологической компании. Кроме того, мы взаимодействуем с Всероссийским Центром медицины катастроф «Защита», который, во время нашего обучения по повышению квалификации, попросил провести мастер-класс по нашим методикам. И в этом я вижу нашу миссию: ликвидация безграмотности.
-Безграмотность – это как-то совсем безнадежно звучит.
Вовсе нет! Я заметил такую тенденцию: когда в обществе происходит что-то непонятное, у нас тут же случается наплыв слушателей. Вот и сейчас, смотрю по номерам выданных свидетельств: если за весь прошлый год было чуть больше 900 слушателей, то на начало этого 2016 года - уже полторы тысячи!
Главная проблема – в стране нет единой методики преподавания курса «Первая помощь» и единого подхода к самому оказанию помощи, и мы пытаемся это как-то исправить.
Взять хотя бы остро возросшую в последнее время проблему – мотоциклисты-скутеристы или «хрустики». Ведь до сих пор в стране нет твердой позиции, как оказывать первую помощь при ДТП с их участием. Можно их трогать? Нельзя? К сожалению, Первая помощь, которая написана Минздравом, прописана только для медицинских работников, а не для простых граждан, которые находятся на месте происшествия и первыми оказывают помощь пострадавшему. Передачи, в телевизоре, про оказание Первой помощи пострадавшему, ничему не учат. Они, скорее показывают, как «отправить человека на тот свет».
У нас в Московской Службе спасения все преподаватели – практикующие врачи самого разного профиля. Пришлось, что называется, «до молекул», всеобщими усилиями разобрать все возможные виды травм. Спорили до хрипоты, пока не пришли к единому мнению. Так возникла официальная точка зрения Московской Службы спасения на «некоторые аспекты оказания Первой Помощи». И результат – специальная методичка «Первая помощь мотоциклистам при авариях», которая теперь выложена на сайте для членов ОПСО «СпасРезерв». Увидел лежащего «хрустика» - действуй по алгоритму.
Один эксперт из МГМСУ с этим ознакомился и сказал: коллеги, то, что вы написали, нужно давать всем гражданам и преподавать в медицинских институтах и академиях. Так что, мы стараемся.
-А что Вы обычно говорите своим выпускникам на прощанье?
Да, наверное, что и каждый доктор - пациенту. Больной, будьте здоровы: и Вы, и все Ваши родственники! Желаю Вам помнить все, чему здесь научили, но никогда эти знания не применять на практике, а если уж придется – то делайте, у Вас все получится!
Беседу вел Александр Лукьянчиков.