«А вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть комара? Так, чтобы - далеко-далеко… Он не летит! Нет, он летит, конечно, только - сам по себе. И плюет на вас… Поэтому нужно быть легким и независимым» . (М. Жванецкий) |
Ольшевская Виктория Александровна, инструктор курса «Первая помощь» в Московской Службе спасения.
По специальности - врач-терапевт. Второе высшее образование – стратегический менеджмент. Спортивный врач. Авиационный врач. Промышленный альпинист
Ну, давай Вика, рассказывай всё по порядку!
-Родилась я в Москве, здесь и закончила школу. После школы хотела стать наркологом-психиатром, чтобы «спасать заблудшие души», и …пошла работать в больницу санитаркой. Отработав год, я кое-что для себя поняла в жизни, и романтики у меня поубавилось. Так я поступила в мединститут на специальность «Лечебное дело».
Мне очень повезло с преподавателями в субординатуре и ординатуре – это люди, за которыми можно просто ходить и записывать. Учиться и учиться, просто глядя на то, что и как они делают! Серьезнейшие диагносты. Первый Мед – это вообще лучшее образование в России. После института собиралась заниматься наукой: клиническая интернатура, ординатура… Но родилась дочь, вдруг в жизни стали нужны деньги, и я устроилась работать в фармацевтическую компанию, совмещая ее с работой врача-дежуранта в городской больнице, потому что мне была интересна ургентная (неотложная) терапия.
Ко всему прочему, я все время занималась каратэ, одним из его стилей - Сито-Рю. Приходилось выступать на соревнованиях и по совместительству «служить» врачом в федерации. Ну, ты понимаешь, поскольку это не олимпийский вид спорта, то денег там не водится, а сопровождение соревнований требуется. Приходилось выкручиваться: сбор и наполнение аптечки, просьбы к знакомым врачам подежурить у нас на соревнованиях и оказание первой помощи, конечно. Этакое полу-хобби.
Потом была коммерческая клиника, откуда я сбежала, так как отношение к персоналу – «а людей у нас - как грязи» - мне очень не понравилось.
Потом друзья пригласили меня в частную клинику, с прекрасным врачом во главе, но с никудышным бизнесменом. Там я поработала фрилансером, но в кризис клиника закрылась, а владелец уехал из страны.
Вот так, жизнь моя шла, и мне все время приходилось совмещать работу за деньги с моими многочисленными увлечениями. Постепенно к моей врачебной специальности «терапия» добавились специализации «спортивная медицина» и второе высшее - «стратегический менеджмент».
В какой-то момент я пошла работать в медпункт аэропорта «Внуково» и получила там дополнительную специализацию «авиационный врач». Врач медпункта аэропорта – это особая работа по особому алгоритму. Там тоже есть своя специфика в проведении АСР (аварийно-спасательные работы) с участием инженерных служб аэропорта, полиции и т.п.
Так, когда же возникла в твоей жизни Московская Служба спасения?
-Служба спасения возникла в моей жизни достаточно поздно. Однажды я познакомилась с одним человеком, спасателем; он мне и сказал: это твое, тебе нужно пойти учиться! Дал мне контакты «СпасРезерва», я записалась и выучилась. Мне понравилось. Какое-то время ходила на дежурства резервистом. Но потом мои увлечения опять стали пожирать все мое время, я перестала заступать в смены. А поскольку у меня был опыт организации занятий и тренингов, то меня однажды пригласили помочь в преподавании курса «Первая помощь». Конечно, пришлось еще отучиться на инструкторов в центре «Медицина катастроф», как и остальные преподаватели.
Педагогика – это особое дело. Я хочу не просто начитать свод каких-то законов, дать список манипуляций и формально их продемонстрировать. Я хочу, чтобы слушатели смогли применить свои навыки. Наша задача – не обучение медицине, а решение каких-то практических ситуаций.
Недавно даже явилось тому подтверждение. Один из футбольных тренеров, учившийся у меня, сообщил, что благодаря полученным знаниям и правильным действиям по оказанию первой помощи, ему удалось провести СЛР и откачать парня, потерявшего сознание после «лобового» столкновения во время игры.
А какие они, твои слушатели?
- Мои слушатели – это те, что выпадают мне по графику. Но если у меня есть возможность выбора, то я предпочитаю спортивные группы – мне есть, что им рассказать и показать.
Но по мере проведения занятий я и сама постоянно учусь у слушателей и чего-то от них получаю. Были у меня как-то две группы из парашютной школы. Незнакомое мне дело, интересное. Они пригласили меня прыгнуть с ними. Я прыгнула. Была группа охранников-телохранителей. Тоже очень интересный опыт!
Или взять альпинистскую подготовку. Еще во время обучения в «СпасРезерве» она мне так понравилась, что параллельно я пошла учиться на продвинутые курсы «промальп» и сдала экзамен.
Ну, как же. Помню, года три назад на учениях по эвакуации я заметил тебя вылезающей в окно с 24-го этажа башни «Газпрома»!
-Вот-вот, практика же всегда интересна. А потом меня всерьез потянуло в горы. В результате, знакомые гиды пригласили работать у них врачом по сопровождению технически несложных восхождений. Это типа, трекинг: на Эльбрусе, в невысоких Гималаях, по вулканам в Южной Америке. Там я окончательно поняла, что больше всего люблю путешествовать. Теперь это мое основное хобби. Поэтому я всегда выбираю относительно свободный режим работы, который дает мне возможность это делать, чтобы потом делиться новыми знаниями со слушателями.
Работа в Московской Службе спасения – это один из видов моей деятельности, здесь есть, куда расти.
Вика, так кем ты себя больше ощущаешь? Врачом, спасателем, преподавателем, путешественником?
-Я идентифицирую себя, как врач неотложной помощи и инструктор по программе «Первая помощь» на иностранном языке.
...???
-А что, первая помощь на английском – это «фишка» нашего центра. Потому что бывали обращения от иностранцев, и приходилось отказывать. А тут кто-то из наших услышал, как я разговариваю по «вайберу» на английском и спросил, а не можешь ли ты на языке преподавать? Конечно, могу! Теперь это не только языковая практика для меня, но и... это попытка донести важные вещи через другое восприятие мира.
…Эти ребята-иностранцы всё вообще воспринимают иначе. Помню, проводила я занятие в одной итальянской школе. Например, рассказываешь им про использование бинтов и пластыря, а они говорят: а зачем нам это, если можно купить тэйпы? Приходится объяснять, что есть такие места, где даже при наличии денег нельзя купить тэйпы. Или есть у меня такой ловкий спасательный прием - остановка кровотечения мужским ремнем. Это и просто, и красиво. Спрашиваю их: слышали об этом? Да, конечно, машут, знаем! Ну, показывайте. Выходит красивый парень, начинает картинно снимать ремень, пританцовывая под ахи и вздохи восторженной публики. Я стою рядом, наблюдаю все это, а потом говорю: «Десять минут прошло, пострадавший умер от потери крови. Спасибо, садись, а теперь посмотрим, как это нужно делать правильно».
Так что, всегда стараешься встроиться в сознание аудитории, как-то обыгрывать ситуацию и давать им бонусом что-то такое, чего они никогда не видели. Тогда как для нас это обычная практика. Например, тот же «скандинавский мост». Его ведь в состоянии сделать даже девушки. Это впечатляет и пробуждает интерес, значит, учебная цель достигнута.
А когда ты прощаешься со слушателями, что ты им говоришь? Напутствуешь?
-Нет. Я просто благодарю их за вклад в развитие спасательного дела, поскольку средства, которые они платят, идут на развитие отряда «СпасРезерв». Еще от души желаю им не столкнуться с ситуацией, когда понадобится применить навыки оказания первой помощи, но если уж придется, то им нужно сделать все возможное для спасения человека.
Если бы у тебя была волшебная палочка, в какую страну ты бы хотела отправиться прямо сейчас?
-В Антарктиду! Переворачивать пингвинов. (смеется) Я там еще не была, и дело это новое, а добираться туда самой очень непросто. Хотя вообще-то, я люблю все свои путешествия очень тщательно планировать.
Беседу вел Александр Лукьянчиков.